Стартап или МСБ: в чем разница
Пора уже расставить все точки над i и понять, в чем разница между МСБ и стартапом, что у них общего, и к чему стоит быть готовым при открытии.
Читается за
Что такое МСБ и стартап
Многие думают, что это одно и то же. Это правда только отчасти. И стартапы, и малый, и средний бизнес – одни из главных элементов мировой экономики.
Стартап – новая компания, которая ориентируется на разработку инновационного продукта или услуги, которой не было ранее. Например, Airbnb, Kaspi.kz, Coursera, Too good to go.
МСБ – это компании, которые занимаются традиционными видами деятельности –
бутик одежды, кафе, салон красоты, типография.
Основное отличие в том, что МСБ сконцентрирован на локальном рынке, а вот стартапы строят масштабируемые модели с акцентом на инновации.
Помимо этого, стартапы отличаются высоким ростом и таким же высоким риском – уровень неопределенности и потенциальной прибыли практически всегда находятся на высоком уровне. Кроме того, стартапы зачастую живут засчет инвестиций и венчурного капитала.
МСБ же обладает более предсказуемой бизнес-моделью и существуют либо за счет собственных средств, либо за счет банковских кредитов. Ну и цели у них более приземленные – стабильный доход без покорения мира.
Так как стартапы изначально нацелены на завоевание большой части аудитории, колоссальная их часть в последнее время сконцентрирована на создании IT-продуктов. И так как они не привязаны к месту и времени использования, масштабироваться им намного легче.
У стартапов есть еще одно преимущество – им необязательно работать только над одной идеей и в одном направлении. Если, например, вы открыли зоомагазин, то владелец будет думать над расширением ассортимента и увеличением торговых точек. А если вы открыли стартап, то можете год заниматься созданием платформы для медиков, а потом переключиться и большую часть капитала заработать на создании финтех-продуктов. В данном случае работа заключается в создании идеи, ее прототипировании, тестировании, продаже и следующем проекте.
Шесть главных отличий стартапа от МСБ
- Инновационность. Стартапы всегда создают уникальный продукт или решение, в то время как МСБ работает по традиционной системе.
- Масштабирование. Стартап пытается завладеть большой долей рынка, не ограничивается одной страной. МСБ рассчитан на локальный уровень.
- Прибыльность. Стартапы находятся в неопределенной среде – понравится или не понравится придуманный продукт, выстрелит или нет. И, если продукт “зайдет”, прибыль будет огромная. Но когда – неизвестно. МСБ же имеет достаточно четкую финансовую модель, поэтому можно просчитать и время окупаемости, и примерную прибыль.
- Жизненный цикл. Стартапы считаются таковыми до первой продажи акций. Далее они трансформируются в крупные компании. МСБ же зачастую могут просто менять руководство, стратегию ведения бизнеса, но суть остается той же.
- Технологичность. Некоторые идеи стартапов могут опережать свое время, а аудитория – быть к этому не готовой. В случае с МСБ все очень понятно и предсказуемо, поэтому и рисков меньше.
- Финансирование. Стартапы привлекают инвестиции, а вот МСБ существует либо за счет своих средств, либо за счет кредитов.
Как запустить стартап и открыть МСБ
Стартапы – это юридические лица. Оформление необходимо для ведения официальной деятельности, заключения договоров и получения инвестиций. Некоторые начинают свою деятельность как физические лица или ИП и лишь потом, с получением первых доходов, трансформируются в юридические.
На 1 мая 2024 года в Казахстане зарегистрировано 2,2 млн субъектов МСБ, что на 1,1% больше, чем годом ранее. Они формируют 36,5% ВВП и обеспечивают занятость более 4 млн человек.
В любом случае, порядок открытия (как минимум с юридической стороны) очень похож.
Немного о томатах
Если вы решили открыть стартап, то для начала стоит заняться выращиванием тех же помидоров на подоконнике. Мы не шутим. Сначала вы выбираете семена, потом сеете их по инструкции, отслеживаете первые ростки (буквально каждый день подходите зафиксировать изменения), следите за стадиями роста растения, подпитываете неободимыми минералами, ждете первые цветочки и в конце – ожидаете томаты на ветке. Все это длится не один день. Иногда, чтобы увидеть результат, нужно приложить много усилий (особенно моральных, чтобы не сдаться), знаний (когда и что необходимо конкретному растению) и времени.
В случае со стартапом – все то же самое. Об этом свидетельствует даже общая терминология – pre-seed (предпосев, когда у вас появилась идея), seed (посев, когда начинается анализ рынка и конкурентов), early stage (появление первого ростка, а точнее MVP), maturity (созревание, когда стартап уже становится бизнесом, который приносит прибыль).
Рекомендуется к прочтению
What to read next
Нацбанк Казахстана ужесточает контроль за валютными операциями нерезидентов, вводя новые требования к отчетности и срокам действия карт. В Узбекистане число ...
Начинаем год с прогнозов. Вместе с Айдосом Жумагуловым мы разобрались, над чем мир финтеха будет продолжать работать, а на что стоит обратить внимание, чтобы ...
Перед вами наш первый обзор телефона, точнее, мнение редактора Ника. Он предоставит факты, расскажет про технологии, опишет, что понравилось, а что – не очень.