Профессии финтеха: Product-manager
Новый год – новая жизнь. А возможно – и профессия. Рассказываем еще об одной профессии финтеха. Достоверные данные черпаем у действующих сотрудников Globerce Capital. На этот раз нашим экспертом стал CPO Globerce Capital Тениз.
Читается за
Кто такой product-manager
“Продакты” занимаются созданием, запуском на рынок и развитием новых продуктов. Специальность востребована повсеместно, ведь новые продукты есть везде – от служб доставки еды до сетевых магазинов.
В финтех-компании управлять продуктами сложнее, потому что отвечать приходится и за разработку продуктов и услуг, которые отвечают потребностям клиентов, и за соответствие этих продуктов стратегическим целям компании. Не стоит забывать, что финтех-рынок развивается быстро и постоянно меняется, появляются новые технологии и правила, поэтому “продакту” важно быть в курсе всех событий и изменений. Также важно следить, чтобы все выпускаемые продукты соответствовали законам и правилам, финтех – строго регулируемая среда.
Продакт-менеджер в финтехе отвечает за выпуск новых продуктов как для физических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей и крупных корпораций. У всех этих потребителей разные потребности, которые необходимо учитывать при разработке продукта. “Продакт” отвечает за жизненный цикл продукта, начиная с его формулировки, тестирования гипотез, исследований, заканчивая улучшением финального продукта, дорожной карты проекта, мотивацией команды, а в некоторых компаниях, – еще и созданием клиентского опыта.
Тениз:
“На текущий момент моя позиция – CРO (Директор по продуктам / Chief Product Officer). Я являюсь главой продуктов в нашем холдинге, но, так как мы позиционируем себя как стартап, параллельно курирую проекты. Под моим управлением находится 11 команд: 9 из них – проекты, где мы являемся вендорами, 2 команды отвечают за внутренние продукты холдинга.
Начнем с того, что продакт-менеджер – это стратег, который руководит планированием, разработкой и запуском продукта/услуги. У любого продукта есть свой жизненный цикл, обычно он состоит из четырех стадий – внедрение на рынок, рост, зрелость и спад. Продакт-менеджеры в нашей компании закрывают все четыре стадии. Но у нас есть деление по проектам – вендерские, которые мы создаем и развиваем на заказ, и наши собственные, владельцами которых мы остаемся в будущем.
Все продакт-менеджеры работают в тесной связке с бизнесом – презентуют идеи, формулируют гипотезу, совместно ищут пути для улучшения клиентского пути, контролируют работу”.
Что делает product-manager
Из всех обязанностей продакт-менеджера можно выделить четыре ключевые.
Во-первых, это разработка и реализация стратегии продукта. Для этого надо уметь определять целевые рынки, сегменты клиентов, ключевые особенности и основной функционал самого продукта.
Во-вторых, это управление процессом разработки продукта. Это – своеобразный надзор за разработкой, начиная с идеи и заканчивая запуском, что включает в себя работу с дизайнерами, инженерами, определение приоритетных сторон в продукте и так далее.
В-третьих, это проведение маркетинговых исследований. Продакт-менеджер должен быть в курсе отраслевых тенденций и потребностей аудитории, а также постоянно анализировать тенденции рынка, обратную связь и данные о конкурентах и клиентах.
В-четвертых, это сотрудничество с другими командами. “Продакты” тесно общаются с отделами продаж, маркетинга, поддержки клиентов. Все это необходимо, чтобы обеспечить эффективное продвижение продукта.
Тениз:
“Если поделить рабочий день, можно выделить три активные фазы. Это работа с командами, работа над инициативными проектами и отслеживание статусов работы.
На митингах мы обсуждаем существующие задачи проектов, планируем новые, анализируем полученные результаты, сравниваем их с нашими ожиданиями, смотрим метрики и выделяем важные показатели для продукта.
Несмотря на то, что мы находимся в одном информационном поле, все работают в собственном темпе, при учете своих приоритетов. По сути, я являюсь связующим звеном всех команд, которое подстраивает скорость работы, соединяет людей друг с другом и делает так, чтобы все двигались в одном операционном ритме”.
Сколько зарабатывает product-manager
У любого “продакта” есть возможность расти горизонтально или вертикально. Вертикальный рост – это общепринятое понимание карьеры, от низшей должности к высшей. Во многих компаниях есть такая возможность – апгрейдить свои знания, получать больше задач и расти в должности.
Горизонтальный рост отличается. У сотрудника растет экспертность внутри компании и проекта, он аккумулирует свои знания, становится ценным профессионалом и может так выстроить свою работу, что времени у него хватит не на один продукт, а на два или три. Ему выделяют дополнительную команду под новые проекты и увеличивают заработную плату.
При вертикальном росте постоянно растут должность и зарплата. Такой карьерный путь возможен в любой компании, не только в IT. Горизонтальный рост к повышенной зарплате дает рост собственных навыков.
Заработная плата может варьироваться от $1000 до $3000 и выше.
Тениз:
“Мы устраиваем ярмарки вакансий или открываем программы стажировки. Случается, что человек приходит к нам интерном, а становится техлидом. Можно вырасти от Junior до Middle и выше.
В 2016 году, когда я учился на магистратуре, работал руководителем интернет-магазина. Но так как я хотел связать свою жизнь с телекоммуникациями, ушел работать в компанию Beeline, где мне предложили начать свой карьерный путь с позиции оператора call-центра. Это отличный старт, есть возможность узнать продукт глазами конечного потребителя. Постепенно я вырос до ведущего системного администратора. А дальше ушел в бизнес-анализ и стал ведущим бизнес-аналитиком. Ну а уже оттуда начал прокачивать себя в рамках продакт-менеджмента”.
Что должен знать product-manager
Менеджеры по продуктам должны уметь определять и расставлять приоритеты функционала и потребностей в продукте, работать с людьми и целыми командами.
Чтобы стать успешным в своей специальности, необходимо:
- Всегда быть в курсе тенденций отрасли, правил и законов, в рамках которых производится и выпускается продукт.
- Понимать клиентов продукта, проводить исследования пользователей, собирать обратную связь, чтобы в последующем правильно определять возможности для новых продуктов и функций.
- Ориентироваться на данные и аналитику при принятии решений. Цифры – лучшие друзья.
- Быть коммуникабельным, ведь четкое и эффективное общение необходимо для работы в команде, презентации продукта, обсуждения стратегии развития.
Управление продуктами в финтех-компании - это сложная и динамичная роль, которая требует уникального набора навыков и знаний.
Тениз:
“Если говорить о навыках, я бы выделил тайм-менеджмент, ведение переговоров, разрешение конфликтов и споров, понимание потребностей пользователя. Продакт-менеджер должен уметь анализировать получаемые данные, как о конкурентах, так и о собственном продукте“.
Чем нравится работа
Тениз:
“Я стал продакт-менеджером, потому что хотел влиять на сам продукт, формировать его, формулировать гипотезы, которые могут повлиять на все процессы в компании, а не просто сдавать очередную отчетность. Все это мне позволили воплотить в реальность в Globerce Capital. На прошлом месте работы было достаточно сложно донести свои идеи до руководства. Здесь же инициативы поощряются, а многие вещи можно строить с нуля и так, как ты считаешь правильным. И это настоящий челлендж”.
Рекомендуется к прочтению
What to read next
На этот раз материал о профессиях финтеха создан совместно с командой Kolesa Group и при использовании ее исследований. Также нам помогала Акерке Сатбаева ...
DigitalDonut представляет анализ динамики финансового сектора Кыргызстана: платежные системы страны в 2024 году продемонстрировали впечатляющий рост.
Что случилось на этой неделе? Нацбанк Казахстана пересмотрел прогноз базовой ставки из-за инфляционных рисков, а безналичные платежи в стране достигли 86,5%.