Новая налоговая политика Казахстана: вернется ли наличка
В 2022 году казахстанцы пользовались для оплаты только смартфонами, а уже в этом наличка медленно, но верно наполняет кошельки. Причина – в налоговых нововведениях и обязательном декларировании. Некоторые ИП отказываются принимать онлайн оплату. Законно ли это? Вернутся ли в Казахстан наличные деньги? Разбираемся в материале.
Читается за
Казахстанцы привыкли к быстрой оплате при помощи телефона (QR-кодом или переводом), а необходимость носить с собой портмоне отпала. Казахстан за последние несколько лет в принципе стал одним из лидеров в области цифровизации. Поэтому отказ от принятия безналичной оплаты (что незаконно и влечет за собой штраф в 40 МРП) вызвал большую волну негодования.
По данным Нацбанка РК на декабрь 2023 года в обороте находилось 3.639.662 млн тенге, что на 8,3% выше чем в предыдущем году.
Хотя, согласно результатам социологического исследования, проведенного Национальным банком, 60% населения Казахстана до сих пор предпочитает наличную форму оплаты. Предпочтения разнятся в зависимости от региона.
Количество наличных платежей по регионам:
• Атырауская область – 81%;
• Павлодарская область – 77%;
• Западно-Казахстанская область – 74%;
• Алматы – 36%.
Оплату картой чаще используют в городах республиканского и областного значения, а вот кэш остается актуальной формой оплаты в городах с неустойчивым интернетом и низким уровнем использования смартфонов. К примеру, в селах и сельских центрах наличкой пользуются 60% предпринимателей, а в городах республиканского значения – меньше 30%.
Также по статистике 72% населения Казахстана используют карту для снятия наличных, поэтому говорить, что наличные сейчас обрели свою вторую популярность – некорректно. Его заметили в основном жители крупных городов. По данным Ассоциации финансистов Казахстана, лидерами в объемах безналичных транзакций стали Алматы (50% от всего объема), Астана (11% от всего объема) и Шымкент (6% от всего объема). При этом в данных городах безналичными платежами пользуются и дети от 6 лет (41,4% родителей оформили карту для детей). А к концу 2023 года доля безналичных платежей даже выросла до 86% (на конец 2022 года она составляла 82%).
Так в чем возникла проблема? В качестве метода борьбы с теневыми оборотами с 1 января в Казахстане будут проверять мобильные переводы граждан. Люди, получающие больше 100 переводов в месяц от различных пользователей три месяца подряд могут быть взяты на карандаш в налоговой. Эти сто переводов (и больше) – критерий того, что человек занимается предпринимательской деятельностью и, скорее всего, не платит налоги.
Стоит оговориться, это никак не относится к обычным переводам, которые не считаются доходом – переводы родителям или детям, друзьям, родственникам, помощь при разных жизненных обстоятельствах. Деньги, которые попадают на личную карту, налогом не облагаются, потому что являются личными (но согласитесь, вы не можете каждый месяц получать переводы от ста различных родственников или друзей). Предприниматель же должен получать деньги от бизнеса на бизнес-карту, а личные – на личную.
Когда банки начнут передавать информацию о переводах в КГД (Комитет Государственных Доходов, прим. ред.)
• с 1 января 2023 года – по государственным служащим, приравненным к ним лицам и их супругам (по итогам 2022 года);
• с 1 января 2024 года – по работникам государственных учреждений, субъектов квазигосударственного сектора и их супругам (по итогам 2023 года);
• с 1 января 2025 года – по индивидуальным предпринимателям, руководителям юридических лиц и их супругам (по итогам 2024 года);
• с 1 января 2026 года – по остальной части населения (по итогам 2025 года).
Тем не менее, в небольших магазинах у дома и на рынках многие индивидуальные предприниматели перестали принимать переводы и сконцентрировались на кэше. Однако, оплата наличными не освобождает предпринимателей от налогов – отчитываться о происхождении финансов все равно придется из-за введения всеобщего декларирования. Ведь если вы указываете, что не владеете имуществом, живете на минимальную зарплату и вдруг за наличные покупаете автомобиль, придется объяснять, как была собрана эта сумма. Если объяснения не найдется, то нужно будет заплатить подоходный налог – 10% от суммы покупки.
Этапы всеобщего декларирования
2021 год – декларацию представили госслужащие и приравненные к ним лица, а также их супруги.
2023 год – декларацию представили работники госучреждений и квазигосударственного сектора, а также их супруги.
2024 год – декларацию представят руководители и учредители юридических лиц, ИП, а также их супруги.
2025 год – декларацию представят все остальные граждане.
Мнение редактора
В Казахстане не большая налоговая ставка. К примеру, если ИП или юридическое лицо находится “на упрощенке”, то это всего 3% от оборота (а в каких-то регионах даже ниже). В сравнении с той же самой Европой, где ставка стартует от 19% и растет в зависимости от оборота, в Казахстане все более, чем гуманно. Скажу сразу, в Испании налички много, и в некоторых местах, если хочешь воспользоваться картой, то платишь на 2-3 евро больше. Сами предприниматели больше рады наличке.
Уверена, проблема с нежеланием платить налоги есть во всех странах. Тем более, никому не нравится, когда следят за его финансами и способами их получения. В нашем регионе это связано еще с доверием к государству и тем, как этими налогами распоряжаются. С другой стороны, только оплачивая налоги, общество может расти и становиться по-настоящему социально ответственным – не плыть по течению, участвовать в жизни социума, требовать отчетности от госорганов, иметь не только обязанности, но и права.
Рекомендуется к прочтению
What to read next
Нацбанк Казахстана ужесточает контроль за валютными операциями нерезидентов, вводя новые требования к отчетности и срокам действия карт. В Узбекистане число ...
Начинаем год с прогнозов. Вместе с Айдосом Жумагуловым мы разобрались, над чем мир финтеха будет продолжать работать, а на что стоит обратить внимание, чтобы ...
Перед вами наш первый обзор телефона, точнее, мнение редактора Ника. Он предоставит факты, расскажет про технологии, опишет, что понравилось, а что – не очень.