Цифровой тенге: куда мы идем и почему
Появление цифрового тенге – такой же логичный шаг, как в свое время появление денег в качестве инструмента для покупки товара. Явление это новое, потому точных ответов на вопросы, связанные с цифровыми деньгами, еще нет. Зато есть пилоты, результаты и прогнозы. Об этом и расскажу – что такое цифровая национальная валюта, чем она хороша, и почему это не крипта.
Читается за
Цифровые национальные валюты или CBDC (Central Bank Digital Currency) – это валюта электронного формата, которая выпускается на основе блокчейна и централизованных реестров.
Массовое, устойчивое, утвержденное, признанное и апробированное проникновение криптовалюты и технологии блокчейн в жизнь граждан по всему миру породило необходимость запуска центробанками проекта цифровых валют. Сама технология блокчейн предоставляет возможности строить аналогичные модели, только с уже централизованной эмиссией денежных средств, созданием прозрачности и фиксированием потока наличных денег. Важно понимать, что 80% безналичных платежей в Казахстане – это P2P переводы, не эквайринг в чистом виде. У центробанков нет другого пути, кроме как построить цифровую валюту. Это – логическая бизнес модель использования технологии, трендов и защиты национальной валюты. Но прежде чем говорить о цифровом тенге, сделаем небольшой обзор по миру – что там происходит с цифровой валютой.
Цифровая валюта в мире
Первые цифровые деньги появились в Чехии. Проект I LIKE Q позволял совершать микротранзакции в Интернете виртуальной валютой Q. Фиксированный курс конвертации был такой: 100 Q = 1 чешская крона. В 2003 году в чешском законе случились поправки, и проект закрылся. Но в 2021 году та же группа создателей, во главе с Пепе Рафадж, представила новый проект Corrency c Drone Money.
Неудачей завершилась и попытка Швеции внедрить CBDC – в 2020 году Риксбанк начал тестирование. Регулятор обнаружил несколько критических проблем, потому е-крона до сих пор не внедрена.
Первая цифровая валюта, принятая в крупной экономике, – китайский цифровой юань. В 2014 году в Китае активно начали разрабатывать CBDC, а в июне 2021 года – благополучно запустили. Сейчас цифровым юанем пользуются 250 млн человек в 15 провинциях Китая.
Нигерия стала одной из стран лидеров по использованию биткоина (несмотря на нюансы и сопротивление со стороны местных властей). 25 ноября 2021 года была запущена цифровая валюта центрального банка eNaira – первая цифровая валюта на африканском континенте, которой никто не пользовался. Поэтому 9 января 2023 года правительство Нигерии ограничило снятие наличных в банкомате, чтобы заставить население использовать eNaira.
Цифровую рупию e-Rupee в Индии стали использовать с 1 декабря 2022 года – ее уже принимают в сети розничных магазинов.
На данный момент четыре страны в мире внедрили цифровые валюты – Восточно-Карибские острова, Нигерия, Багамы и Ямайка. Еще 29 центральных банков, среди которых и Центральный Банк Казахстана, находятся в стадии пилотирования и разработки.
Все страны развиваются, исходя из собственных особенностей. Например, в Казахстане сильный GovTech. И, благодаря этому, есть уникальные банковские продукты: цифровая ипотека, цифровой автокредит и другие. Что важно: таких продуктов нет еще нигде в мире. Вполне возможно, что мы станем первой страной, эффективно внедрившей цифровую валюту, банки второго уровня найдут новые бизнес-модели, а граждане получат новые удобные платежные средства.
Цифровой тенге
Цифровой тенге построен на технологии блокчейна, но это не криптовалюта. Эмиссия цифровых тенге должна проходить централизованно – производить его может только Нацбанк. Здесь используют технологию закрытого блокчейна – private blockchain, что не позволяет эмитировать цифровой тенге другим пользователям.
В 2021 году Нацбанк Казахстана вместе с другими участниками финансового рынка и международными партнерами создал пилотный проект “Цифровой тенге”. Как в любом пилоте, тестировались базовые функции – эмиссия, распределение, покупки и переводы. В общем, все те же действия, что происходят с обычной валютой.
Пилот подтвердил свою состоятельность, были выписаны поправки и доработки. И в 2022 году началось глобальное исследование выгод и издержек от внедрения.
По этому поводу даже организовали Digital Tenge Hub – коллаборативную площадку для всех заинтересованных сторон. Тут же проводили тесты и опросы, по результатам которых 60% опрашиваемых были готовы вводить в оборот цифровой тенге.
Нацбанк заверяет, что внедрение цифрового тенге закончится к 2025 году и будет применяться повсеместно – как законное средство оплаты. С точки зрения платежных технологий будет доступно множество привычных вариантов. Из новинок – оффлайн-оплата (оплата с помощью мобильного телефона, но без подключения к интернету). Цифровая валюта будет интегрирована в уже действующую платежную инфраструктуру. В банковском приложении просто появится новый значок «цифровой кошелек». Здесь и будет проходить конвертация.
С запуском цифрового тенге наличные и безналичные деньги останутся в обороте.
1 цифровой тенге = 1 тенге в наличной или безналичной форме. Люди смогут свободно конвертировать из цифровой – в безналичную или наличную форму по желанию.
Что это значит для казахстанцев
Есть несколько гипотез использования цифрового тенге – от возможности проведения оффлайн-платежей до чистоты сделок между юридическими лицами. Но только боевые пилоты покажут востребованность электронных денег. Пример Нигерии, с ограничением снятия наличности в банкоматах, чтобы придать импульс развитию CBDC, показательный – как не надо. Главное, чтобы мы шли эволюционным путем, а не гнались за показателями для рапорта.
Граждане смогут часть своих средств хранить под гарантией национального банка, так как эмитент будет НБРК. Да, там не будет начисления процентов на остатки, но первично можно часть средств держать под зонтиком государства.
Для банков второго уровня тоже есть свои риски – отток ликвидности за счет государственных и квазигосударственных компаний. Они, в любом случае, должны держать свои средства на банковских счетах под нулевую ставку, значит, им проще будет перевести средства в банк первого уровня, конвертировав в цифровой тенге часть остатков.
Возможно, все государственные пошлины и платежи также перейдут в формат цифрового тенге.
Как это отразится на предпринимателях? С вводом единого QR для мерчантов, будет один POS-терминал, а эквайринг будет проходить доместиковый через МСПК, где клиент оплатит цифровым тенге товар или услугу. Таким образом, МПС не будет участвовать в транзакции как эмитент или как эквайер. Вероятно, комиссия за такую операцию окажется приближенной к нулю. Сейчас средняя комиссия составляет 2,5-3%.
Не должно возникнуть сложностей с технической реализацией. Сейчас, к примеру, все банки практически интегрируются в СМП (система мгновенных платежей). Еще несколько банков, и переводы по номеру телефона в БВУ (банки второго уровня) будут работать полноценно. Главное, чтобы все игроки рынка находились в одинаковых условиях, и были интегрированы. Банки второго уровня станут операторами цифровой валюты, мобильные приложения часто релизятся, поэтому не возникнет сложности добавить еще один кошелек для валюты.
Правовая база на использование цифрового тенге пока в работе. Есть много вопросов про лимиты и ограничения. Те же оффлайн-платежи – необходимо ли синхронизировать их с реестром, как только появится интернет, и обновлять все балансы? Как цифровой тенге будет конкурировать с QR-платежами и P2P-переводами? Будет покрытие пластиком или цифровыми картами? Есть ли возможность в каждом банке иметь кошелек с единым ID и балансами? Как будет осуществляться перевод средств через цифровые кошельки между банками? Это – далеко не весь перечень вопросов, на которые только предстоит ответить. А потому нас ждет еще приличный путь.
Рекомендуется к прочтению
What to read next
Digital Donut подводит итоги крупнейшего отраслевого события, прошедшего в Ташкенте с 20 по 21 ноября 2024 года. Форум собрал более 800 делегатов ...
Заместитель председателя правления Halyk Нариман Мукушев встретился с Digital Donut и рассказал о своем карьерном пути, инновациях в работе банка и ...
Казахстанские банки начали внедрение стандарта ISO 20022 для модернизации платежных систем, а активы банков страны выросли на 6,7 трлн тенге за 2024 год.