Кибербезопасность: статистика нам в помощь
Хорошо, когда у СМИ есть четко оговоренный формат и тематика – можно не гнаться за скандальными новостями и не участвовать в острой полемике, спокойно и планомерно делать свою работу. Но, так совпало, что тема пресс-бранча, посвященного детской кибербезопасности, на который я попала от лица DD, в последнее время актуальнее обычного. И вот он – материал про детскую кибербезопасность, созданный при помощи статистики от “Лаборатории Касперского” (было проведено исследование среди 1001 казахстанского родителя). Надеюсь, это поможет разобраться – на что современные родители могут и должны влиять в вопросе киберконтроля, а что остается вне их зон ответственности и возможностей.
Читается за
Начну со слов руководителя отдела по детской онлайн-безопасности “Лаборатории Касперского” Андрея Сиденко, с которыми я согласна – защитные превентивные меры в сети – это новая необходимость, но они являются лишь костылем и подспорьем. И могут не сработать, если в отношениях с ребенком нет главного – контакта и доверительных отношений. Можно поставить родительский контроль на все гаджеты, просматривать мессенджеры и соцсети, влезать в отношения с друзьями по переписке, но только увеличить дистанцию между собой и ребенком или создать невыносимое давление.
Другая крайность – игнорирование опасностей цифрового мира. Безопасность детей в сети – новая прямая родительская обязанность, наряду со всеми другими правилами безопасности.
Плохим трендом специалистам “Лаборатории Касперского” видится попустительское отношение родителей к времяпрепровождению детей в сети. Например, каждый пятый родитель (19%) не знает, какая информация находится в открытом доступе в соцсетях ребенка. А там – прямой риск овершеринга. И чем младше ребенок, который самостоятельно ведет страницу в соцсетях, тем этот риск выше. Исследование показало, что каждый седьмой ребенок заводит аккаунт уже в дошкольном возрасте, а по достижении 11 лет страницы в соцсетях есть у половины детей. Чем могут необдуманно делиться дети? Демонстрировать личные фотографии (49%), домашнюю обстановку (9%), указывать номер телефона (24%), адрес проживания (6%) и геолокацию (7%).
Другая проблема – возможность распоряжаться деньгами с родительской карты. У детей есть доступ к онлайн покупкам, заказу такси и продуктов, облачным сервисам, онлайн кинотеатрам и музыкальным сервисам. 10% родителей теряют из-за этого деньги.
Помимо контроля соцсетей и доступности родительских финансов, исследование коснулось темы кибербуллинга. Данные не отражают всей картины, потому что каждый четвертый родитель признался, что не владеет информацией в этом вопросе, но 5% заявили, что их ребенок участвовал в травле в сети, а в 3% случаев дети создавали с этой целью специальные группы.
Что предлагают сотрудники “Лаборатории Касперского”? Не паниковать и воспринимать интернет как любое явление, у которого есть как минусы, так и плюсы. Из того же исследования – 39% детей с помощью интернета готовятся к учебе, 26% ищут различную информацию, 11% читают статьи и новости.
Андрей Сиденко: “Интернет сам по себе – лишь инструмент, который дети могут использовать как во вред, так и во благо. Он помогает изучать мир и заниматься творчеством. Но существуют и негативные явления, такие как кибербуллинг. Родителям надо объяснять ребенку, чем он опасен, и приучать не проявлять агрессию в интернете”.
Глядя на эти цифры, легко понять, где каждый из нас, как родитель, относится к угрозам недостаточно серьезно. Вот, что по мнению экспертов необходимо:
- изучить правила цифровой грамотности и этикета и базовые понятия из сферы кибербезопасности и рассказать о них детям;
- защитить аккаунты уникальными паролями, где комбинация состоит из 12 знаков, а также помочь ребенку настроить двухфакторную аутентификацию везде, где это возможно;
- объяснить риски овершеринга – личные данные могут быть использованы как для буллинга, так и шантажа;
- дать инструкцию действий при кибербуллинге – не вступать с собеседником в диалог, заблокировать;
- привести примеры кибербуллинга в среде знаменитостей (ребенок должен понимать, что от этого никто не застрахован);
- приучить ребенка не сообщать никому личные и банковские данные и не вводить их на сомнительных ресурсах;
- использовать специальные программы родительского контроля (Kaspersky Safe Kids, например, присылает родителям информацию, если к ребенку в соцсети добавляется пользователь с большой разницей в возрасте);
- установить на все гаджеты надежное защитное решение (Kaspersky Premium или любое другое).
Вместо заключения. В этом материале мне сначала хотелось сказать многое – про панику, в которую впала часть родителей в связи с серией недавних подростковых суицидов, про их желание найти виновных, даже через демонизацию интернета, про, в целом, высокий уровень подростковых суицидов в Казахстане, которые обусловлены массой социальных причин, а не воздействием кого-то деструктивного извне. Но все же хорошо, когда у издания есть четкий формат и тематика. Все, что я могу сегодня сделать – поделиться инструкцией от специалистов и начать следовать ей вместе со своими детьми (масса пунктов мною самой не учтены) – это намного эффективнее.
Рекомендуется к прочтению
What to read next
Нацбанк Казахстана ужесточает контроль за валютными операциями нерезидентов, вводя новые требования к отчетности и срокам действия карт. В Узбекистане число ...
Начинаем год с прогнозов. Вместе с Айдосом Жумагуловым мы разобрались, над чем мир финтеха будет продолжать работать, а на что стоит обратить внимание, чтобы ...
Перед вами наш первый обзор телефона, точнее, мнение редактора Ника. Он предоставит факты, расскажет про технологии, опишет, что понравилось, а что – не очень.