Почему DIGITAL должен стать GREEN
В этом материале мы углубимся в понятие общественных и планетарных дисбалансов (и их связь), поговорим о том, почему диджитализация должна идти с приставкой “зеленая”, и как разные страны двигаются в сторону более экологичного будущего, а также рассмотрим кризис стоимости жизни, огромную роль в котором играет изменение климата.
Материал написан совместно с Аидой Алимбековой (Master of Environmental Sustainability, в Instagram: @aida_alimbekova и в Tik-Tok: @aida_eco). Специально для DD Аида поделилась информацией о том, почему изменения климата являются экономической проблемой (в том числе в Казахстане), и что может сделать каждый из нас.
Читается за
Общая часть: изменение климата и стоимость жизни
Непривычно холодные зимы или аномально жаркие летние периоды увеличивают затраты на энергию и поднимают цены на различные товары (вентиляторы, кондиционеры и генераторы). В то же время, пожары, засухи, наводнения и штормы влияют на цепочку поставок продовольствия. Любое экстремальное погодное явление вызывает разрушения, которые сказываются на стоимости строительства. От всего вышеперечисленного страдает сельское хозяйство. Все это – экономические проблемы.
Примеры из практики. В 2011 году разрушительные наводнения в Таиланде нарушили цепи поставок потребительской электроники и автозапчастей, что привело к остановке предприятий по всему миру. Наводнения в Китае привели к дефициту личной защитной экипировки. И таких случаев по всему миру все больше.
"Изменение климата в сущности является экономической проблемой, и речь идет о том, как мы управляем рисками", - утверждает доктор Санджай Патнайк, директор Центра по регулированию и рынкам при Институте Брукингса, в интервью CNN Business.
В своем мнении он не одинок. В сентябре 2020 года Комиссия по торговле фьючерсами США опубликовала доклад, в котором климатическое изменение было названо "крупным риском для стабильности финансовой системы США и ее способности поддерживать американскую экономику". А Банк Англии поддерживает цель правительства Великобритании стать нулевой углеродной экономикой к 2050 году.
Многие правительства и бизнесы ищут способы смягчить последствия меняющегося климата в реальном времени. Если раньше казалось, что climate change – абстрактная проблема будущего, то сейчас стало очевидно: экология – проблема сегодняшнего дня. Общественные и планетарные дисбалансы усиливают друг друга, и необходимость в всеобъемлющем и экологически устойчивом восстановлении только растет.
Аида Алимбекова: “Климатические изменения нужно считать экономическим риском. Только представьте, сколько денег уйдет на восстановление инфраструктуры городов после учащенных природных катаклизмов (наводнения, ураганы, песчаные бури), или сколько потеряет экономика страны от, например, потери урожая из-за засухи или высоких температур. За потерей урожая следует повышение цен. А ведь есть еще неочевидные экономические риски, связанные со здравоохранением. Например, в городских тепловых островах (heat islands) люди будут чаще обращаться к врачам из-за болезней сердечно-сосудистой системы и т.п”.
Диджитализация: проблемы реальности
Цифровые технологии могут ограничить Экологическое восстановление.
Углеродный след индустрии может составить около 14 процентов глобальных выбросов к 2040 году.
Если бы цифровые технологии были отдельной страной, они бы практически обогнали США по вкладу в изменение климата.
И этот вклад может усугубиться, поскольку новые технологии также способствуют увеличению выбросов.
Центры обработки данных и инфраструктура сетей используют треть всей электроэнергии мира для новых технологий и генерируют 53% парниковых газов, производимых цифровыми технологиями. Например, центр обработки данных площадью 10 000 квадратных метров потребляет столько энергии, сколько город с 50 000 жителями. Только охлаждение требует 40% всей необходимой энергии.
Производство цифровых устройств требует извлечения редких, невозобновляемых минералов. По оценкам, это 76% от общего истощения мировых природных ресурсов.
Производство смартфона, например, требует 60 минералов и в 80 раз больше энергии для производства одного грамма по сравнению с граммом автомобиля.
Согласно исследованию GreenIT (2019), "парниковые газы во время этапа добычи, производства и транспортировки конечного продукта составляют 90% выбросов, генерируемых за время жизни телефона. Оставшиеся 10% выбрасываются в период использования телефона при зарядке".
К 2025 году на планете предположительно будет использовано 48 миллиардов подключенных объектов, что приведет к увеличению экологического воздействия в 3 раза по сравнению с 2010 годом, а это - 40% выбросов парниковых газов в цифровой сфере.
Аида Алимбекова: “В США в прошлом году президент подписал акт, согласно которому выделяется 737 миллиардов долларов на климатические и экологические проекты для сокращения парниковых газов, адаптации и смягчения последствий изменений климата в стране. К сожалению, не у всех стран есть такие финансовые возможности. А самое несправедливое, их нет у тех стран, на которые изменения климата повлияют больше всего. Например, островное государство Республика Кирибати из-за повышения уровня океана, эрозии почвы, экстремальных погодных условий несет экономические потери, но, самое печальное, потерю земли. Международные организации помогают населению страны переселиться, с 2008 года эмигрировало в среднем 22,5 миллиона человек. Пострадавшие страны несут экономические потери, а страны, принимающие климатических мигрантов, - экономическую нагрузку.
Изменение климата может повлиять и на Казахстан. Приведу всего один пример: наша страна экспортирует пшеницу. За первое полугодие 2022 года Казахстан экспортировал 6-7 миллион тонн пшеницы, это примерно 2 миллиарда долларов, при цене $325 за тонну. Стэнфордскими учеными было проведено исследование, где было выявлено, что превышение температуры всего на 1 градус по Цельсию во время роста кукурузы, снижает ее урожайность на 17%. Урожаи пшеницы и риса аналогично уязвимы относительно превышения температуры. Согласно отчетам IPCC, глобальное потепление превысит 1.5 градуса по Цельсию уже к 2030 году. И это не только повышение температуры, это также изменение выпадения осадков. Для нашего региона, вода является острой проблемой. Обмеление озер и Каспийского моря, снижение уровня рек и засуха несут экономические риски в сельском хозяйстве (орошение полей), в логистике (некоторые судна не смогут перемещаться на мелководье), для населения (нехватка питьевой воды), и т.д.”
Главная проблема экологичного будущего – дороговизна экологичных вариантов.
Правительствам и бизнесам необходимо найти баланс между доступностью технологий и их чистотой. Представьте, как долго принимаются решения в большой компании, масштабируйте это до размеров страны и у вас выйдет примерное время того, сколько нам, человечеству, требуется времени, чтобы перейти на более щадящий для природы вариант.
Зеленая диджитализация: перспективы
Пандемия COVID-19 продемонстрировала, что цифровые технологии больше не являются опцией. Страны с уже интегрированными диджитал-сервисами были намного лучше подготовлены к отклику на потребности граждан, включая эффективное оказание государственных услуг (здравоохранение, социальные пособия и дистанционное образование).
Цифровые технологии также могут играть аналогично важную роль в формировании глобального экологического восстановления.
Помимо создания национальной социоэкономической устойчивости, цифровая трансформация является ключевым катализатором для достижения глобальных климатических обязательств. Страны, поддерживаемые Программой развития ООН, используют цифровые технологии в инновационных способах по внедрению возобновляемой энергии, переходу к циркулярной экономике и защите биоразнообразия.
Эквадор разрабатывает систему цифровой трассируемости для мониторинга изменений в использовании земли и отслеживания товаров по всей цепочке поставок. Папуа-Новая Гвинея провела пилотное тестирование мобильного приложения для помощи правоохранительным органам по фиксированию и информированию о нарушениях в области окружающей среды, таких как незаконная вырубка лесов и лесные пожары.
Будь то новые технологии (такие как искусственный интеллект) или уже установившиеся цифровые инструменты (как мобильные телефоны), цифровые технологии могут быть фундаментальным двигателем перемен.
Они переформатируют динамику между экономикой, правительствами, бизнесом и гражданским обществом, а также являются важным инструментом для восстановления баланса между планетарными, общественными и экономическими приоритетами.
Тем не менее, цифровые технологии быстро становятся глобальным показателем как включения, так и исключения. С учетом того, что 37 процентов населения мира все еще не имеют доступа к сети Интернет, цифровое неравенство (в частности, отсутствие доступного широкополосного доступа), недостаток цифровых навыков и исключение маргинализированных групп из сферы технологий, стали ключевым барьером для стран, желающих воспользоваться потенциальными возможностями цифровой экономики.
Решения проблемы изменения климата нет. Есть только два выхода: сдерживание и адаптация. Сдерживание происходит за счет сокращения выбросов парниковых газов, а адаптация через укрепление инфраструктуры от наводнений, повышения уровня моря, частых неблагоприятных погодных условий, посадку деревьев для снижения перегрева городской среды, и т.п.
Аида Алимбекова: “Есть рейтинг Climate Change Performance Index, который мониторит 60 стран и страны Евросоюза. Они смотрят за парниковыми газами, возобновляемой энергией, потреблением энергии, политикой в области климата. Ни одна страна не демонстрирует достаточных результатов во всех категориях индекса, чтобы достичь в целом очень высокого рейтинга, поэтому ТОП первых три места никому не принадлежат. На четвертом месте же Дания, на пятом – Швеция, на седьмом – Чили, затем по убывающей Марокко, Индия, Эстония, Норвегия. В этом рейтинге Казахстан занимает 61 место, опережая Саудовскую Аравию и Иран.
Из личного опыта... Сейчас я учусь в США и побывала в нескольких штатах, и хочу сказать, что несмотря на 52 место в рейтинге Climate Change Performance Index, некоторые города и штаты предпринимают действенные шаги. Например, в штате Массачусетс есть программа, по которой владельцам домов можно бесплатно установить солнечные панели; в штате Иллинойс я видела огромные поля с ветряными мельницами и солнечными панелями; в городе Кембридж (Массачусетс) постоянным жителям стоимость парковки стоит дороже, чем для временных гостей города - удобнее и дешевле передвигаться пешком; вдоль тротуаров высаживаются деревья, во многих местах есть раздельный сбор отходов. Во многих городах есть Climate Action Plans (план по сокращению воздействия и адаптации к изменению климата)”.
Инициатива ООН
ООН организовала мероприятие "Цифровые технологии для экологического восстановления". Оно проходило в Сингапуре, где было выделено три приоритета для всеобъемлющего и экологически устойчивого цифрового преобразования.
Во-первых, ориентация инноваций на людей Это включает в себя обеспечение наличия фундаментальной цифровой инфраструктуры, чтобы каждый житель или пользователь мог извлечь для себя пользу из доступа к технологиям. Переход в более практичное русло. Инклюзия, как главная цель.
Во-вторых, укрепление связи между инновационными экосистемами. Инновации не происходят в вакууме. Для этого требуется содействующая экосистема, включающая в себя политику и регулирование, инвесторов, инкубаторы и акселераторы, а также образовательные учреждения. Идея делиться опытом может казаться банальной, но она гораздо шире и ярче в рамках государства.
В-третьих, данные – главный элемент цифрового преобразования. Некоторые страны лишены фундаментальной инфраструктуры данных, такой как центры обработки, коммуникационные сети и энергетические постройки. Создание фундамента в виде данных вещей может послужить первым шагом к тому, чтобы менее оцифрованные страны встали на одну ступень с теми, кто уже прошел этот этап.
Цифровые технологии – неотъемлемое средство для обеспечения зеленого и всеобъемлющего восстановления.
Но это – усилие всего общества. Осознание проблем – немаловажный шаг, и мы, в DD, частично берем его на себя, следя за экологичными преобразованиями и инициативами и оповещая о них.
Аида Алимбекова: “Что касается каждого из нас… Сейчас на международном уровне идет вопрос о добыче полезных ископаемых на морском дне (deep sea mining), таких как кобальт, медь, никель, литий, алюминий, цинк, в связи с их истощением в наземных источниках. Эти минералы широко используются для производства солнечных панелей, батарей, смартфонов и других технологий. Поэтому бережное и долгосрочное использование тех же смартфонов, лэптопов не только сократит ваш углеродный след, но также спасет экосистему морского дна.
А для жителей Казахстана, где основным источником энергии являются уголь и газ, важно беречь электроэнергию. Например, работать в режиме энергосбережения, выключать свет в комнатах, где нет людей, выключать из розетки бытовую технику, которой не пользуетесь.
Конечно, активно участвуйте и поддерживайте мероприятия и проекты, связанные с зелеными технологиями. Ведь без прорывных зеленых технологий нам не справиться с изменением климата”.
Рекомендуется к прочтению
What to read next
Пора уже расставить все точки над i и понять, в чем разница между МСБ и стартапом, что у них общего, и к чему стоит быть готовым при открытии.
Нацбанк Казахстана ужесточает контроль за валютными операциями нерезидентов, вводя новые требования к отчетности и срокам действия карт. В Узбекистане число ...
Начинаем год с прогнозов. Вместе с Айдосом Жумагуловым мы разобрались, над чем мир финтеха будет продолжать работать, а на что стоит обратить внимание, чтобы ...