Творчество - людям
Этот сценарий к видео сделал Chat GPT, эту картину нарисовал DALLE, этот текст написал новый ИИ, который навсегда заменит журналистов и писателей. Недавно человек написал за год 99 книг, точнее, он заставил искусственный интеллект написать их, а после продал их и заработал около двух тысяч долларов. Все больше интернет-аналитиков говорят, что сценаристы зря бастуют, ведь их уже можно заменить. Но, если вы спросите меня, я бы не стал смотреть/слушать/читать то, что написал не человек. Почему? Об этом и будет текст.
Читается за
Что такое творчество?
Создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей
Новых! В этом ключ. На данный момент ни одна нейросеть не создает ничего нового. Но картинки, тексты, музыка? Все это – переработанное творчество людей. Сделай пиццу в стиле Моне, напиши текст, как пишет Мураками, озвучь, будто ты репер. За основу всего взяты уже существующие произведения. И тут встает новый этический вопрос: а можно ли считать нарушением авторских прав, если вы учили свою нейросеть на чужих работах, без разрешения авторов?
Вспомните, приложение Lensa AI, где за 10 долларов можно сгенерировать около 20 картинок и предстать в образе астронавта, индейца, аниме-персонажа или кота. Еще недавно оно было безумно популярным, его применяли все пользователи в инстаграме и даже звезды. Но обучено оно было на Pinterest, Flickr и DevianArt. То есть - на работах людей, которые профессионально этим занимаются. Создают что-то новое, в своем, особенном стиле. И что получалось? При помощи приложения вы могли взять за основу чужие работы, не спрашивая разрешения у правообладателей, сгенерировать продукт, а потом его продать, утверждая, что это “новое”, а не хорошо скрытое и украденное.
Можно ли украсть авторский стиль? Можно. Вы знаете как строит кадр Уэс Андерсон: идеальные углы, все кадры отцентрированы, цветовая гамма узнаваема. А теперь давайте представим, что условный Александр Невский берет и снимает фильм, где все точь-в-точь как у Андерсона, только он в главной роли. Очевидно, что мы с вами предпочтем оригинальную картину человека, который сделал себе на этом имя, дешевому подражанию. Верно?
С нейросетями еще хитрее: они все делают за человек - адаптируют, стилизуют, выдают результат, а человек лишь берет и монетизируют. Является ли это этичным? Стоит ли поддерживать такие проекты? Решать каждому.
Мысль же о том, что можно заменить дизайнеров, чтобы меньше платить – путь в пустоту. Этим мы лишим работы тех, кто так или иначе делает нашу жизнь прекраснее, ради того, чтобы компьютер создавал тысячи безликих картинок, но зато практически бесплатно. Я не утверждаю, что нейросети – зло, я, например, терпеть не могу “белый лист”. Не знаю с чего начать, торможу процесс, мучаюсь… И, если тот же GPT напишет введение, а я его трижды перепишу, то проблема решена - я уже начал писать, пустого листа нет, можно творить. Но, каким полезным ни был ИИ, он всегда не про творчество, а про перифраз.
Мы создаем из опыта
Фильм, книга, спектакль – история личная. Вы смотрите на мир глазами человека, который проживал и созерцал свои и чужие трагедии, радости, страдания, приключения. Его опыт является ключевым, посмотрев сотни или тысячи картин, он решается на создание того, чего ему не хватило. В этом и заключается суть и прелесть любого произведения. Творчество – праздник человеческой мысли и креативности.
Из грусти мы создаем то, что помогает другим пережить сложные периоды, делимся радостью, чтобы как можно больше людей могли прожить этот момент с нами, рассказываем о самом черном дне нашей жизни, чтобы нам и другим стало легче. И все это потому, что у нас был опыт, у нас была жизнь, которой мы можем делиться.
То, сколько труда может быть вложено в одно предложение, то, сколько жизней может изменить книга, то, сколько мыслительной работы и споров может вызвать безумный кадр – все это создает ценность произведению, и посередине всего - человек.
С вами так бывало, что вы смотрите фильм, и понимаете, что даже не догадывались о той части внутри себя, которая сейчас восхищена? Что вы, как ребенок, прилипли к экрану, и ничего вокруг больше не существует, вы - в путешествии, которое закончится глубоко ночью - в себе и мыслях о том, что увидели? Если магия и существует, то только такая.
Даже если нейросеть сможет написать “идеальный” сценарий, я не хочу это смотреть. Потому что из него забрали самое важное. Когда мультфильм “Тайна Коко” показывает, как целая страна переживает потерю близкого, и у вас на глазах слезы, когда фильм “Призрак” погружает вас в размышления человека, которого уже нет с нами, но безмолвно наблюдающего за нашей, продолжающейся жизнью - как эту боль, этот опыт, эти переживания передать компьютеру?
Журналисты рискуют жизнью, чтобы написать разоблачающий текст. Художники годами думают над изобразительным ходом. Бегбедер сделал так, что в моей голове до сих пор звучит “м-м-м, Данон”. И это потрясающе. Зачем это забирать? Я не хочу видеть мир, где компьютер переработал тысячи миллиардов картин и создал похожую. Я хочу видеть мир, где мы с вами поощряем живое творчество живых людей и за этим - магию.
Рекомендуется к прочтению
What to read next
На этот раз материал о профессиях финтеха создан совместно с командой Kolesa Group и при использовании ее исследований. Также нам помогала Акерке Сатбаева ...
DigitalDonut представляет анализ динамики финансового сектора Кыргызстана: платежные системы страны в 2024 году продемонстрировали впечатляющий рост.
Что случилось на этой неделе? Нацбанк Казахстана пересмотрел прогноз базовой ставки из-за инфляционных рисков, а безналичные платежи в стране достигли 86,5%.