Маркетплейсы: неизвестные схемы мошенничества
Стремительное развитие электронной коммерции привело к появлению новых игроков на рынке. Онлайн-площадки, предлагающие широкий ассортимент товаров от множества продавцов, стали для потребителей обыденными. Все в одном месте: удобство, разнообразие … и мошенники! От них могут пострадать все: и покупатели, и добросовестные продавцы. Потому что там, где есть деньги и комфорт, зачастую нет самого важного. Безопасности. Наш эксперт Александр Пушкин, руководитель ОЦИБ PS Cloud Services, рассматривает в этой статье мошеннические схемы, о которых вы точно не знали.
Читается за
Абонент не абонент
Ситуация 1
На маркетплейсе появляется новый продавец. На первый взгляд – ничего необычного. Его товар можно найти и у других продавцов. Но что же заставляет людей покупать именно у него? Правильно! Выгодная цена!
Итак, вы нашли подходящий товар. Заказываете, с карты списываются деньги. Все так, как и должно быть. Только вместо долгожданной SMS о прибытии товара, продавец пишет, что именно ваш товар, к сожалению, закончился. Поэтому вас просят отменить заказ. Ведь через неделю, максимум две, приедет новая партия. Перед вами не только извиняются, но и предлагают скидку. И вот здесь самое интересное. Для обсуждения “персональной” скидки, продавец предлагает перейти в сторонний мессенджер, который по сути – фишинговая ссылка. Вы переходите по ней, и остаетесь и без товара, и без денег. А фальшивый продавец попросту удаляет аккаунт.
Техподдержка, да не та
Ситуация 2
Мошенники в комментариях ищут недовольных покупателей. Находят их в социальных сетях и отправляют в личные сообщения извинения, якобы, от техподдержки магазина. Сценарий в принципе схож с первым примером. Извинения, скидки, раскаяния. После такой “обработки” они высылают фишинговые ссылки на “подарочные купоны”
Скидка, только сегодня!
Узнать почту любого пользователя, мошенникам не составляет особого труда. С учетом того, что большинство конфиденциальной информации о себе, люди размещают во всех социальных сетях добровольно.
Ситуация 3
Вам приходит письмо на почту с заманчивым предложением. Это может быть большая скидка, подарок или что-нибудь еще. И даже когда вы перейдете по ссылке, вряд ли заметите подвох. Интерфейс тот же, привычный. Только если вы захотите забрать скидку, необходимо будет купить хотя бы один товар из корзины. После оформления, когда вы перейдете в раздел “отследить товар”, вы его попросту не найдете. Все просто – это был на сайт-двойник!
Слабый пароль равно взломанная электронная почта
Злоумышленники находят среди комментариев имейл-адреса и без проблем взламывают те, которые вовсе не защищены. А если к почте еще и привязан кабинет маркетплейса – то это двойной праздник для мошенников.
Своровать личный кабинет на маркетплейсах вполне возможно. Только при одном условии – если у вас слабый и незащищенный пароль. Схема аферы выглядит примерно так: взламывают вашу электронную почту, соответственно, получают доступ к аккаунту. И оформляют множество заказов на небольшую сумму. В противном случае, если сумма заказов будет превышать определенную сумму, маркетплейс запрашивает подтверждающий код.
И что теперь, ничего нельзя заказывать?
Можно. Но будьте аккуратны перед любым действием в Интернете. Если вас просят/уговаривают/умоляют сделать что-то – это первый тревожный звонок.
Второй – когда “продавец товара” неожиданно находит вас во всех социальных сетях и что-то предлагает. Третий – никто не вправе просить у вас конфиденциальные данные. Даже в экстренных случаях. Ни коды, ни пароли, ни-че-го.
Помните об этом, и удачных вам покупок!
Рекомендуется к прочтению
What to read next
Заместитель председателя правления Halyk Нариман Мукушев встретился с Digital Donut и рассказал о своем карьерном пути, инновациях в работе банка и ...
Казахстанские банки начали внедрение стандарта ISO 20022 для модернизации платежных систем, а активы банков страны выросли на 6,7 трлн тенге за 2024 год.
Наш редактор Катерина уже делилась своим опытом взаимодействия с Chat GPT, но это – не мнение профессионала и исследователя. Мы решили погрузиться еще ...