Экспертиза

Маркетплейсы: неизвестные схемы мошенничества

Стремительное развитие электронной коммерции привело к появлению новых игроков на рынке. Онлайн-площадки, предлагающие широкий ассортимент товаров от множества продавцов, стали для потребителей обыденными. Все в одном месте: удобство, разнообразие … и мошенники! От них могут пострадать все: и покупатели, и добросовестные продавцы. Потому что там, где есть деньги и комфорт, зачастую нет самого важного. Безопасности. Наш эксперт Александр Пушкин, руководитель ОЦИБ PS Cloud Services, рассматривает в этой статье мошеннические схемы, о которых вы точно не знали.

Абонент не абонент

Ситуация 1

На маркетплейсе появляется новый продавец. На первый взгляд – ничего необычного. Его товар можно найти и у других продавцов. Но что же заставляет людей покупать именно у него? Правильно! Выгодная цена!

Итак, вы нашли подходящий товар. Заказываете, с карты списываются деньги. Все так, как и должно быть. Только вместо долгожданной SMS о прибытии товара, продавец пишет, что именно ваш товар, к сожалению, закончился. Поэтому вас просят отменить заказ. Ведь через неделю, максимум две, приедет новая партия. Перед вами не только извиняются, но и предлагают скидку. И вот здесь самое интересное. Для обсуждения “персональной” скидки, продавец предлагает перейти в сторонний мессенджер, который по сути – фишинговая ссылка. Вы переходите по ней, и остаетесь и без товара, и без денег. А фальшивый продавец попросту удаляет аккаунт.

Техподдержка, да не та

Ситуация 2

Мошенники в комментариях ищут недовольных покупателей. Находят их в социальных сетях и отправляют в личные сообщения извинения, якобы, от техподдержки магазина. Сценарий в принципе схож с первым примером. Извинения, скидки, раскаяния. После такой “обработки” они высылают фишинговые ссылки на “подарочные купоны”

Скидка, только сегодня!

Узнать почту любого пользователя, мошенникам не составляет особого труда. С учетом того, что большинство конфиденциальной информации о себе, люди размещают во всех социальных сетях добровольно.

Ситуация 3

Вам приходит письмо на почту с заманчивым предложением. Это может быть большая скидка, подарок или что-нибудь еще. И даже когда вы перейдете по ссылке, вряд ли заметите подвох. Интерфейс тот же, привычный. Только если вы захотите забрать скидку, необходимо будет купить хотя бы один товар из корзины. После оформления, когда вы перейдете в раздел “отследить товар”, вы его попросту не найдете. Все просто – это был на сайт-двойник!

Слабый пароль равно взломанная электронная почта

Злоумышленники находят среди комментариев имейл-адреса и без проблем взламывают те, которые вовсе не защищены. А если к почте еще и привязан кабинет маркетплейса – то это двойной праздник для мошенников.

Своровать личный кабинет на маркетплейсах вполне возможно. Только при одном условии – если у вас слабый и незащищенный пароль. Схема аферы выглядит примерно так: взламывают вашу электронную почту, соответственно, получают доступ к аккаунту. И оформляют множество заказов на небольшую сумму. В противном случае,  если сумма заказов будет превышать определенную сумму, маркетплейс запрашивает подтверждающий код.

И что теперь, ничего нельзя заказывать?

Можно. Но будьте аккуратны перед любым действием в Интернете. Если вас просят/уговаривают/умоляют сделать что-то – это первый тревожный звонок.

Второй – когда “продавец товара” неожиданно находит вас во всех социальных сетях и что-то предлагает. Третий – никто не вправе просить у вас конфиденциальные данные. Даже в экстренных случаях. Ни коды, ни пароли, ни-че-го.

Помните об этом, и удачных вам покупок!  

Ну а сейчас самое время пройти тест и понять, насколько вы финансово грамотные. Поехали!
Теги:
Tags:
Рекомендуется к прочтению
What to read next
ФинграмотностьЭксперимент: как я провалила 52 недели богатства

Это был финансовый эксперимент нашего редактора Катерины длиною в целый год, полный маленьких побед, трагедий, начинаний “с чистого листа”, смирения и ...

20/12/2024 17:10
НовостиВ Казахстане стартовали продажи Станции Мини 3

Yandex Qazaqstan представил Станцию Мини третьего поколения. У колонки обновленный дизайн, улучшенный звук и ряд новых функций виртуального ассистента.

19/12/2024 13:57
ИнтересноеКак 2024 год изменил финтех-индустрию: ключевые тренды и технологии

Конечно, 2024 год не стал для финтеха революционным, но кое-что он сделал. Чем был важен прошедший год, разбираемся в нашей статье, где мы выявили 10 основных...Конечно,

19/12/2024 13:51

Материалы по теме

писельная стрелка вправо зеленая

Other materials

писельная стрелка вправо зеленая
Edtech-рынок Казахстана: падение из-за кризиса разработчиков

Мы пишем не только про финтех, но и про другие направления с приставкой tech.

11/11/2024

Мы пишем не только про финтех, но и про другие направления с приставкой tech. Особенно, если к нам в руки попадает интересная статистика и аналитика ...

Топ-10 компаний открытого банкинга

В последнее время компании открытого банкинга улучшили ...

29/10/2024

В последнее время компании открытого банкинга улучшили пользовательский опыт и начали предоставлять более точную информацию для принятия решений.

Вопрос в редакцию: искусственный интеллект и его модели

Привет, читатель! Спешим вас огорчить, этот текст не про красивых ...

17/10/2024

Привет, читатель! Спешим вас огорчить, этот текст не про красивых девушек, которых нарисовал компьютер по запросу и даже не фаворитов из fashion-мира ...

Кибербезопасность: статистика нам в помощь

Хорошо, когда у СМИ есть четко оговоренный формат и тематика ...

7/10/2024

Хорошо, когда у СМИ есть четко оговоренный формат и тематика – можно не гнаться за скандальными новостями и не участвовать в острой полемике, спокойно ...

Читать ещеMore

Читайте также

писельная стрелка вправо зеленая
Профессии финтеха: CX/UX-исследователь

На этот раз материал о профессиях финтеха создан совместно с командой Kolesa Group и при использовании ее исследований. Также нам помогала Акерке Сатбаева ...

На этот раз материал о профессиях финтеха создан совместно с командой Kolesa Group и при использовании ее исследований. Также нам помогала Акерке Сатбаева ...

17/12/2024
Платежные системы Кыргызстана за 2024 год: рост оборота превысил 28,7 трлн сомов

DigitalDonut представляет анализ динамики финансового сектора Кыргызстана: платежные системы страны в 2024 году продемонстрировали впечатляющий рост.

DigitalDonut представляет анализ динамики финансового сектора Кыргызстана: платежные системы страны в 2024 году продемонстрировали впечатляющий рост.

17/12/2024
Главные события: безнал в Казахстане, рекорды Nasdaq и цифровые инновации в ЕС

Что случилось на этой неделе? Нацбанк Казахстана пересмотрел прогноз базовой ставки из-за инфляционных рисков, а безналичные платежи в стране достигли 86,5%.

Что случилось на этой неделе? Нацбанк Казахстана пересмотрел прогноз базовой ставки из-за инфляционных рисков, а безналичные платежи в стране достигли 86,5%.

16/12/2024
Санжар Жамалов: киберпреступность – это уже отдельная экономика

Во время обширного интервью с Санжаром Жамаловым – генеральным директором Mastercard в Казахстане и Центральной Азии – мы затронули и тему кибербезопасности.

Во время обширного интервью с Санжаром Жамаловым – генеральным директором Mastercard в Казахстане и Центральной Азии – мы затронули и тему кибербезопасности.

16/12/2024
Читать ещеMore