Единороги и другие мифические существа: кто есть кто в IT
Единороги, декакорны, гектакорны – это не мифические существа, а вполне реальные термины из мира технологий. И если “единороги” еще как-то на слуху, то с остальными нужно разбираться.
Читается за
Давайте по порядку. Стартап еще до выхода на IPO (Initial Public Offering, первичное публичное размещение акций компании на фондовой бирже) получает оценку инвесторов. Те компании, которые показывают стремительный рост и оценку от $1 млрд, получают гордое звание “единорога”.
В 2013 году, когда этот термин только появился, благодаря Эйлин Ли (основательница венчурного фонда Cowboy Ventures), таких компаний было всего 0,07% от общей массы. Лидером среди них тогда являлся Facebook с рекордной суммой в $100 млрд. Сейчас единороги появляются, как грибы после дождя – в 2020 году новый единорог рождался буквально каждые три дня. На 2023 год в мире насчитывалось 1230 единорогов.
Fun Fact: самый обильный месяц на единорогов – сентябрь 2021 года. Тогда появилось сразу 62 единорога, которые в сумме привлекли $128 млрд.
Сегодня, чтобы получить это звание, стоить больше $1 млрд недостаточно, необходимо соблюдать больше условий:
- это частная компания;
- она еще не вышла на биржевой рынок;
- оценка в $1 млрд и выше.
Еще один спорный момент – время существования стартапа. Конечно, если компания на момент долгожданной оценки в $1 млрд существует на рынке уже 20-30 лет, то сложно назвать ее стартапом.
Не все компании могут стать единорогами. Стартап должен быть масштабируемым. Если идея интересна десяткам тысяч потребителей, то компания может просто быть успешной. Для “единорога” необходимо завоевать сердца миллионов клиентов.
Этого можно добиться при условии, что продукт компании решает проблемы потребителей. Помимо этого, он должен быть уникальным и технологичным – настоящей революцией на рынке.
Обычно в “единорогах” собирается высокопрофессиональная команда, мыслящая вне шаблонов, имеющая общие ценности и работающая на результат, а не только ради финансов. Такие эксперты точно знают, что важно успевать за рынком, оперативно реагировать на изменения и моментально тестировать идеи на жизнеспособность.
Однако, шансы у стартапа стать единорогом все еще не очень большие – 0,00006%.
Всего есть три типа единорогов – единороги, декакорны и гектакорны.
Единороги
Это стартапы, чья оценочная стоимость достигает $1 млрд и выше. При этом, нет разницы, в какой сфере был открыт стартап – информационные технологии, финансовые сервисы или программное обеспечение.
Декакорны
Стоимость декакорнов (дека – десять) превышает $10 млрд. В 2009 году к декакорнам (на тот момент это был все тот же Facebook) присоединилась Alibaba, которая уже в 2011 году оценивалась в $32 млрд. Сейчас таких компаний в мире насчитывается 50 штук.
Гектакорны
Компании-гектакорны (гекта – сто), оцениваются в $100 млрд.
Главные гектакорны по данным PitchBook (венчурная компания, прогнозирующая перспективы стартапов):
- ByteDance, $268 млрд;
- Ant Group, $234 млрд;
- SpaceX, $175 млрд.
Зачем изучать единорогов
Каждый предприниматель должен хорошо ориентироваться в единорогах. Во-первых, это лучший способ следить за трендами экономики. Единороги не появляются просто так, они – лакмусовая бумажка, реагирующая даже на минимальные изменения действительности. Отслеживая появления единорогов, можно выбрать перспективную нишу для своего бизнеса. К примеру, после появления Uber начали появляться и развиваться ее аналоги по всему миру.
Во-вторых, можно подсмотреть удачные решения компаний. Проанализировав, как единороги привлекают клиентов и выходят на другие рынки, можно выбрать стратегию для своего бизнеса.
В-третьих, есть возможность выбрать нишу для инвестирования. Появление единорога в одной из сфер экономики, говорит о том, что эта ниша перспективная, у компании есть конкуренты, в которых также можно инвестировать.
Популярные ниши по появлению единорогов:
Просто отслеживать списки компаний неэффективно. Чтобы получить результат, нужно изучать аналитические отчеты и тренды, быть в курсе новостей. Есть целые платформы, которые отслеживают стартапы и собирают всю необходимую информацию.
Ключевые сайты по отслеживанию истории единорогов:
CB Insights – составляет списки единорогов.
Dealroom – создает отчеты о состоянии стартапов, инвестиций и инноваций.
Crunchbase News – делится единорожьими новостями.
Рекомендуется к прочтению
What to read next
Что случилось под конец года? Freedom отметил год цифровыми рекордами, страна готовится к реформе коллекторской деятельности, Кыргызстан обсуждает создание ...
В преддверии Нового года мы нашли в продаже станцию мини третьего поколения от Yandex и не смогли удержаться не протестировать обновленную Алису, чтобы понять ...
Сегодня команда Digital Donut посетила торжественное открытие инновационной аудитории Lenovo в Казахском Национальном Исследовательском Техническом Университете ...