Будущее необанков в мире и в Казахстане
Что нас ожидает в 2023 году, какие продукты мы увидим, и что будет в Казахстане – узнаем самое важное у Айдоса Болатовича.
Читается за
Прежде чем говорить о будущем необанков, в том числе в Казахстане, стоит разобраться, что в принципе подразумевает под собой этот термин, и чем необанк отличается от традиционного банка. Впервые термин “необанк” появился в 2016 году в финансовом отчете испанского BBVA (один из крупнейших банков, имеющий долю в финансовых учреждениях более чем в тридцати странах). Необанки – финансовые организации, которые предоставляют базовые финансовые услуги, но не имеют физических отделений. Все операции совершаются в мобильном приложении. Если у человека есть смартфон, он может получить доступ к финансовым услугам также быстро и легко, как заказать доставку – за пару кликов.
Необанки vs традиционные банки
Необанки и традиционные банки – это две разные сущности, но могут быть одной организацией. Одно из главных отличий – ограниченность возможностей для пользователя. К примеру, у необанков зачастую нет услуг, связанных с корреспондентскими отношениями, продуктами для юридических лиц, сложными залоговыми кредитами физических лиц, в основном это карточная, транзакционная история мобильного банка. Чтобы построить корреспондентские отношения нужно уметь соблюдать регуляторные требования, разбираться в AML, комплаенс, проходить аудиты, иметь ряд антифрод модулей и много других сложных конструкций, которые строятся годами традиционными банками с большим объемом инвестиций в инфраструктуру, а необанк просто физически не может это сделать, иначе его ждёт путь построения классического банкинга.
Как работают необанки
Начнем с того, что необанк – это, в первую очередь, организация, нацеленная на несколько киллер продуктов с крутым маркетингом и большим фокусом на UI/UX, у которой под капотом есть классический банк со всеми необходимыми лицензиями.
Главная его задача – держать баланс между динамичным ростом и прибыльностью. Как этого добиться?
Набор услуг у необанков небольшой. Все они стартуют с традиционного транзакционного бизнеса. Есть, например, профит шеринг (распределение прибыли в определенных долях между участниками программы, прим. ред.) с традиционным банком, заработок идет за счет интерчейнджа (комиссия, которую платят банки друг другу за совершение безналичных расчётов, прим. ред.), конвертация, переводы, платежи, остатки на карт счетах. Также многие работают с криптовалютой – одним из путей получения прибыли за счет комиссий.
Следующий логичный шаг – получение прибыли. Очень мало кейсов когда необанк стал прибыльным, только за счет транзакционного бизнеса. Необанк всегда будет искать другие виды дохода – проценты от кредитной деятельности, например. Вторым или десятым шагом для необанков будет работа с кредитными услугами, во многих странах для этого необходимо получать отдельную лицензию. А это, в том числе, вопрос работы с кредитными рисками – отдельная наука. Здесь у необанков есть два пути – быстро научиться управлять кредитными портфелями и брать все риски на себя, или пойти в партнерство с одним из традиционных банков, который возьмет на себя риски, а прибыль с кредитов будет делиться.
Что ждет необанки в 2023 году
В 2022 году многие банки (а в мире их насчитывается 291) не смогли выйти на прибыльный уровень, а потому план на будущий год один – получить прибыль любой ценой. Для этого необходимо пересмотреть не только продукты, которые предлагаются клиентам и политику поддержки клиентов, но и всю маркетинговую стратегию, а также подготовиться к регулированию всех процессов.
В 2023- 2025 годах мы будем все больше слышать о том, что необанки выпускают собственные кредитные продукты – ипотеки, автокредиты. Так выглядит эволюция необанков, которые уже к 2025 году могут стать настоящей экосистемой.
На что стоит сделать упор банкам:
- на развитие кредитных продуктов и уход в более тяжелые и сложные истории;
- на создание продуктов для малого и среднего бизнеса;
- на усиление привлекательности для пользователей, с помощью кэшбеков;
- на расширение инвестиционных и страховых продуктов;
- криптовалюты стали уже мастхэв для необанков;
- альтернативные виды трансграничных переводов;
- интеграционные сервисы между странами и континентами;
- глубокое проникновение в e-commerce.
Необанки растут с разной скоростью. Для одних успех, когда рост медленный и стабильный, для других – когда он агрессивный и быстрый. Стратегия необанков понятна: масштабирование, выход на другие рынки, привлечение и сегментация клиентов. Новые необанки будут проходить этапы “старичков”, некоторые, возможно, уйдут с рынка. Но неожиданных изменений не предвидится.
Что касается конкуренции, то на сцене останутся все те же – первая пятерка/десятка банков в каждой стране будет делить рынок, второй эшелон будет стремиться находить ниши и закрепляться там – в каждом регионе есть свои лидеры по количеству пользователей и прибыльности. За один год вряд ли появится необанк, который подвинет всю первую колонну на одном из рынков. На это необходимо потратить большое количество энергии, времени и выстроить множество микропроцессов. На одном только хорошем юзер экспириенсе далеко не уедешь. Но редкие кейсы будут точно «стрелять» и нужно быть готовым, что рынок будут дизраптить новые игроки.
Необанки в Казахстане
Появление необанков в Казахстане – один из логичных этапов в развитии банковского сектора. Как пример, 41% населения проживает в регионах, отдаленных от ближайших банковских отделений, и это целый пласт работы и возможностей.
В Казахстане классических необанков, о которых мы только что говорили, – нет. В Европе есть нормативная база PSD2 (директива о платежных услугах) и свод правил GDPR (General Data Protection Regulation), там сложный легаси традиционных банков, который не готовы менять, слишком дорога цена, и необанк является одним из легких точек входа для развития гипотез. С точки зрения казахстанского законодательства, необанки – пока аналоги традиционных организаций. Последние годы все чаще обсуждается вопрос доступа к банковской информации, и регулятор разрабатывает стандарты для финтех игроков и банков, история Open API. Казахстану еще предстоит пройти свой путь, который уже прошли в Европе и Америке. Очень сложно зарегулировать рынок общими правилами, которые бы удовлетворяли интересы всех участников Open Banking, а это регулятор, банки, агрегаторы-интеграторы, финтехи и клиенты..
Однако есть и первые побеги. Из известных – Simply от Beeline и OGO Finance от Kcell.
Simply от Beeline смогли получить БИН от Visa и возможность эмитировать карточку Visa без банка принципала. То есть они не зависят от казахстанских банков и работают на процессинге партнера, а под капотом у телекома – финтех организация, систему они построили через электронные кошельки. Это можно назвать достойным шагом в необанк. У них нет кредитной лицензии. И, в целом, они ограничены рамками правил электронных платежей. При этом, они сделали неплохой рост.
OGO Finance от Kcell – это телеком с карточкой на базе казахстанского банка. Это такой коллаб, где телеком завел банк в свою эко-систему и предоставляет доступ к абонентскому счету оператора. Но и телекомы имеют место быть на карте развития онлайн-банкинга. Большой массив данных позволит бигтехам активно принимать участие в развитии сектора.
В Казахстане 2023-2024 год может стать пилотом для необанков. Как только появятся структурированные правила для работы этого рынка и классические банки будут готовы с сервисами для рынка, появится возможность делать нишевые продукты, выпускать карты с бонусами для офисных работников, малого и среднего бизнеса, геймеров, и так далее. Все эти ниши можно занимать и получить тысячи клиентов.
На кого точно стоит обратить внимание уже сейчас, кто имеет фундамент для роста в необанки – это платежные организации, такие как CloudPayments, Freedom Pay, ProcessingKZ и другие. С точки зрения Open API они максимально подготовлены. Их много, они уже интегрированы в процессинги банков и умеют переправлять деньги из точки А в точку В. Эти компании достаточно технологичны, а многие из них уже строят свою инфраструктуру, чтобы работать напрямую с MasterCard и Visa. Они могут пройти примерно тот же путь, что и компания Plaid, которая интегрировала множество API в различных штатах США, и сейчас предоставляет доступ к 11 000 финансовых организаций, проводя все необходимые финансовые операции.
Платежные организации могут стать эмитентами этих карт и превратиться в необанк в его классическом понимании сразу, как только будет готов регулятор для этого рынка. Сначала они станут своеобразными агрегаторами, будут онбордить стартапы и, в рамках своих лицензии, выпускать карты, предоставлять банковские услуги. А дальше их будет ждать тот же самый путь – от транзакций к кредитным продуктам.
Рекомендуется к прочтению
What to read next
Нацбанк Казахстана ужесточает контроль за валютными операциями нерезидентов, вводя новые требования к отчетности и срокам действия карт. В Узбекистане число ...
Начинаем год с прогнозов. Вместе с Айдосом Жумагуловым мы разобрались, над чем мир финтеха будет продолжать работать, а на что стоит обратить внимание, чтобы ...
Перед вами наш первый обзор телефона, точнее, мнение редактора Ника. Он предоставит факты, расскажет про технологии, опишет, что понравилось, а что – не очень.