Пирамиды VS МЛМ: в чем разница
В Казахстане продолжается рост популярности МЛМ- компании (Alhadaya, Global Trend), а вместе с ним увеличивается и количество финансовых пирамид, маскирующихся под легальные МЛМ-компании. Как понять что есть что, в чем их разница и отличительные особенности – в статье, созданной, благодаря экспертизе компании FlawlessMLM*, специализирующаяся на разработке IT-решений для МЛМ-компаний.
Читается за
Сначала цифры
По данным Генеральной прокуратуры, в 2023 году от действий мошенников (включая финансовые пирамиды), пострадали 44 тысячи казахстанцев, а общий ущерб составил 140 млрд тенге.
С другой стороны, индустрия сетевого маркетинга в Казахстане демонстрирует устойчивый рост. Согласно отчету Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж, в 2023 году оборот индустрии прямых продаж в республике составил 708 миллионов долларов, показав рост на 30,4% по сравнению с предыдущим годом.
Что такое финансовые пирамиды?
Финансовая пирамида – это незаконная модель бизнеса, которая опирается на вложения новых участников для выплат предыдущим. Такая схема впервые была реализована в 1919 году итальянцем Чарльзом Понци.
Чарльз Понци основал проект The Securities Exchange, обещая инвесторам 50% прибыли за три месяца. На самом деле, никаких реальных сделок компания не заключала: выплаты инвесторам происходили за счет вложений новых участников. Спустя год, пирамида рухнула, но Понци успел заработать $20 млн. Идут годы, но схема остается актуальной.
Основные признаки финансовой пирамиды:
- Фиктивные инвестиции
Средства привлекаются в несуществующие проекты, активы и продукты, обещающие нереалистично высокую прибыль.
- Акцент на рекрутинг
Главная задача – привлечение новых участников, а не продажа продуктов.
- Отсутствие реальной прозрачности
Хотя компании публикуют планы выплат, остаются неясными источники прибыли, обеспечивающие заявленную доходность. Часто обоснования выплат оказываются нереалистичными или ложными. Несмотря на то, что схема описана как законная, заявленная деятельность или активность в реальности не проводится.
- Отсутствие лицензии/учетной регистрации
Компания не имеет необходимых разрешений на осуществление заявленной деятельности, связанной с ценными бумагами, банковскими услугами, микрокредитованием или коллекторской деятельностью.
- Гарантии высокой доходности
Предлагается доход, превышающий рыночный уровень, что запрещено законодательством, кроме случаев с банковскими вкладами.
Такие схемы работают 1–3 года, пока поток новых участников не прекращается, после чего рушатся, оставляя большинство вкладчиков без денег.
В большинстве стран финансовые пирамиды запрещены законом. Чтобы избежать преследования, мошенники часто маскируют их под сетевой маркетинг, что вредит репутации всей индустрии.
Что такое сетевой маркетинг?
МЛМ (многоуровневый маркетинг) – это легальная бизнес-модель, которая предполагает продвижение и продажу реальных товаров или услуг через сеть дистрибьюторов.
Основы МЛМ – это реферальный маркетинг, когда дистрибьюторы рекомендуют продукцию своим знакомым, получая бонусы за их покупки, экономия на рекламе
(клиентская база увеличивается через прямые рекомендации) и широкий охват –
сегодня более 10 000 компаний по всему миру работают по модели МЛМ, ежегодно генерируя миллиарды долларов.
Характерные черты МЛМ:
- Продукт или действительная инвестиционная деятельность в надежные инструменты доходности
Высококачественный продукт, удовлетворяющий потребности клиентов, – ключевой элемент успеха.
- Прямые продажи
Дистрибьюторы самостоятельно продвигают продукт, используя личные контакты, социальные сети и другие каналы.
- Многоуровневая структура
Дистрибьюторы строят команды, привлекая новых партнеров. При этом, они получают комиссионные от продаж своей команды.
- Независимость от рекрутинга
Компания может функционировать без притока новых дистрибьюторов, так как основа дохода – это продажи, а не привлечение людей.
- Понятная и прозрачная бизнес-модель
В надежных проектах партнеры получают долю от распределенной прибыли, при этом имеется четкое понимание, на чем зарабатывает проект, и как генерирует прибыль. Отсутствие такой ясности вызывает сомнения в устойчивости и честности компании.
- Обучение и поддержка
МЛМ-компании обучают дистрибьюторов, предоставляют тренинги, материалы и поддержку для их успешной работы.
- Использование технологий
Современные МЛМ-компании используют автоматизированные платформы, позволяющие дистрибьюторам отслеживать продажи и доходы.
- Четкое декларирование и нацеленность бизнес-модели на долгосрочное развитие и работу
МЛМ-компании работают десятилетиями. Например, Amway была основана в 1959 году и до сих пор остается успешной.
В общем, если вас приглашают стать частью МЛМ команды, посмотрите – есть ли у нее настоящие продукт/услуга, насколько реалистично выглядят дивиденды, и не является ли основной ее целью привлечение все большего количества участников.
Хотя, в мире больших денег, а мы об этом рассказывали, новая криптовалюта или революционный медицинский подход, могут на деле оказаться теми же вековыми пирамидами. Финансовыми, разумеется.
* FlawlessMLM – ведущая европейская компания по разработке программного обеспечения для МЛМ-компаний, работающая с 2004 года. FlawlessMLM предлагает консалтинг и IT решения, которые помогают в эффективном управлении бизнесом в сфере прямых продаж.
Рекомендуется к прочтению
What to read next
На этот раз материал о профессиях финтеха создан совместно с командой Kolesa Group и при использовании ее исследований. Также нам помогала Акерке Сатбаева ...
DigitalDonut представляет анализ динамики финансового сектора Кыргызстана: платежные системы страны в 2024 году продемонстрировали впечатляющий рост.
Что случилось на этой неделе? Нацбанк Казахстана пересмотрел прогноз базовой ставки из-за инфляционных рисков, а безналичные платежи в стране достигли 86,5%.